Что такое подошва откоса

Категория:

   Машины для строительства цементобетонных дорожных покрытий

Публикация:

   Земляное полотно

Читать далее:

   Дорожные одежды

Земляное полотно

Земляное полотно (рис. 6) —один из основных конструктивных элементов автомобильной дороги, от устойчивости и прочности которого зависит срок службы дорожных одежд.

Рис. 6. Конструктивные элементы земляного полотна автомобильной дороги:
а — в насыпи, б —в выемке; 1 — боковой резерв, 2—берма, 3— откос, 4— бровка, 5 — проезжая часть, 6 — обочина, 7 — насыпь, 8 — кювет, 9— кавальер, 10— забанкетная канава, 11 — банкет

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При сооружении земляного полотна глубину выемок и высоту насыпей устанавливают по продольному профилю дороги. Проезжую часть 5 и обочины 6 отделяют от прилегающей местности наклонными плоскостями — откосами, обеспечивающими устойчивость полотна.

Крутизна откосов зависит от вида грунта и характеризуется коэффициентом заложения, который определяют как отношение высоты откоса, принимаемой за единицу, к его горизонтальной проекции — заложению.

Приняты следующие коэффициенты заложения откосов: насыпи высотой до 1,5 м на дорогах I—III категорий устраивают с откосами не круче 1 : 3; более высокие насыпи делают с крутыми откосами— 1 : 1,5.

Откосам малых насыпей для возможности съезда автомобилей с дороги в аварийных случаях придают заложение 1 :3 и положе —до 1 : 5 и 1:6. Это уменьшает опасность заноса дороги снегом и повышает безопасность движения.

Учитывая, что грунт на откосах выемок больше подвержен переувлажнению, чем на откосах насыпей, крутизну заложения откосов 1зыемок в рыхлых грунтах принимают не менее 1 : 1,5, в щебенистых и гравелистых грунтах—от 1 : 1,4 до 1 : 1,5, в скальных породах — от 1 : 0,2 до 1 : 1,5. Мелкие выемки зимой заносит снегом. Для предотвращения этого выемки глубиной менее 1 м разделывают под насыпь или устраивают с пологими откосами крутизной от 1 : 4 — 1:6 до 1 : 10. В последнем случае выемки называют раскрытыми.

В средней части дорожного полотна вынутый грунт образует корыто, заполняемое основанием и покрытием дороги. С обеих сторон корыта оставляют обочины, а для осушения дороги и отвода от нее-воды устраивают кюветы. Кюветы имеют трапецеидальное или треугольное сечение.

Если для сооружения насыпи недостаточно грунта, взятого из смежной выемки и из кюветов, то кюветы расширяют, превращая их в резервы, а грунт из резервов используют на возведение насыпи. Размеры резервов определяют, исходя из количества грунта, необходимого для отсыпки земляного полотна. Глубина резервов не должна превышать 1,5 м и быть менее 0,3 м.

В зависимости от местных условий их располагают как с одной, так и с другой стороны дороги.

При высоте насыпи более 2 м между началом резерва и подошвой откоса насыпи оставляют полосу земли, называемую бермой. Ширину берм принимают не менее 2 м, устраивая их тем шире, чем выше насыпь. Бермы повышают устойчивость высоких насыпей и используются в период строительства насыпей для проезда дорожных машин и автомобилей. Берме придают поперечный уклон 20%0 в сторону резерва для стока воды.

При устройстве земляного полотна в выемке лишний грунт укладывают на обрезе дороги параллельно бровке выемки в валы — кавальеры, которым придают правильные геометрические очертания. Высота кавальера не должна превышать 3 м, а располагают его не ближе 5 м от внешней бровки откоса выемки.

Чтобы вода, выпадающая во время дождей или образующаяся при таянии снега, не стекала в выемку, между кавальером и откосом выемки отсыпают вал грунта высотой 0,6 м треугольного сечения, называемый банкетом. Поверхности банкета придают уклон 20— 40%о в сторону от выемки. Между банкетом и кавальером отрывают забанкетную канаву глубиной и шириной по дну не более 0,3 м.

Технология строительства земляного полотна включает в себя подготовительные и основные виды работ. К подготовительным относятся пилка и валка деревьев, вывозка леса; срезка кустарника и мелкого леса; корчевка пней, корней и валунов; снятие растительного слоя, планировка местности и разрыхление грунта.

Для валки деревьев используют специализированные машины — древовалы или бульдозеры. Обработанные деревья транспортируют трелевочными тракторами за пределы полосы отвода, а оставшиеся сучья собирают корчевателями-собирателями. Трассу очищают от

кустарника и мелкого леса кусторезами; пни, корни и камни удаля* ют специальными корчевателями или бульдозерами. Далее в пределах всей дорожной полосы снимают верхний растительный слой, для чего используют бульдозеры, скреперы или автогрейдеры. Для облегчения производства работ в тяжелых грунтовых условиях иногда применяют специальные навесные рыхлители грунта.

Основными видами работ по устройству земляного полотна и машинами для их выполнения являются следующие: – разработка выемок с транспортированием грунта в кавальеры скреперами, грейдер-элеваторами и одноковшовыми экскаваторами с автосамосвалами или спецальными землевозными тележками; – работы на склоне гор в полувыемках и полунасыпях бульдозерами и тяжелыми автогрейдерами; – возведение насыпей из боковых резервов экскаваторами, грейдер-элеваторами, автогрейдерами тяжелого типа, бульдозерами и скреперами (в качестве примера на рис. 7 показана схема движения скреперов); – возведение насыпей с одновременной разработкой выемок продольным перемещением грунта вдоль трассы (работы при устройст-. ве подходов к мостам) скреперами и бульдозерами; – планировка (отдельные срезки, подсыпка неровностей) и разравнивание грунта в насыпях после выгрузки из транспортных средств бульдозерами, автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – устройство корыта в земляном полотне автогрейдерами среднего и тяжелого типов; – уплотнение земляного полотна катками статического действия (кулачковыми, на пневматических шинах), трамбующими или вибрационными машинами; – зачистка откосов откосниками автогрейдеров, бульдозеров и за-чистными планировочными машинами.

Рис. 7. Возведение насыпи скреперами из боковых резервов

Рекламные предложения:

Читать далее: Дорожные одежды

Категория: — Машины для строительства цементобетонных дорожных покрытий

→ Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/zemlyanoe-polotno

Заложение и укрепление откосов насыпи автомобильных дорог

Что такое подошва откоса

Откосы насыпи автомобильных дорог должны обладать параметрами повышенной устойчивости и прочности.

Поэтому современное заложение и укрепление откосов насыпи автомобильных дорог предполагает применение инновационных геосинтетических материалов, приобрести которые можно в нашей компании GeoSM, специализирующейся на производстве и продаже этих материалов во всем ассортименте по наилучшим ценам.

Наши материалы для планировки откосов насыпи разработаны по уникальной, запатентованной технологии.

Мы специализируемся на разработке и производстве геосинтетиков Геофлакс:

— геотекстильного полотна Геофлакс;
— георешетки Геофлакс;
— геоматов Геофлакс;
— габионов Геофлакс;
— геосеткой Геофлакс.

Мы гарантируем соответствие всех материалов требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам.

Откосы насыпи автомобильных дорог и их назначение

Откосы насыпи автомобильных дорог и их назначение предназначены для обеспечения безопасности земляных сооружений. При выборе способов для заложения откосов насыпи автомобильных дорог проектировщики руководствуются рельефными, климатическими и гидрогеологическими характеристиками местности. Для строительства уклона откоса насыпи проектировщики пользуются научно обоснованными параметрами, чтобы надежно укрепить откосы насыпи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как быстро очистить швы между плиткой от грязи

Особенности создания откосов насыпи автомобильных дорог

Наиболее важным фактором считают крутизну откосов насыпи автомобильных дорог, влияющую на выбор методики укрепления конструкции. Особенности создания откосов насыпи автомобильных дорог связаны с возможными неблагоприятными гидрометеорологическими воздействиями, к примеру, паводками селевого или речного типа.

Варианты укрепления откосов насыпи автомобильных дорог

Наиболее эффективные варианты укрепления откосов насыпи автомобильных дорог связаны с использованием инновационных геосинтетических материалов. Для укрепления откосов насыпи на дорогах используется несколько вариантов, от применения бетонных плит и решетки для укрепления насыпи до так называемых плетневых заборов или посева трав.

Материалы для укрепления откосов насыпи автомобильных дорог

Наряду с традиционными материалами (щебнем, песком, асфальтом) для устройства откоса насыпи производится закладка геотекстильного полотна, служащего для отделения амортизационной подушки от грунта. В современных технических заданиях на строительство насыпей автомобильных дорог обязательно указывается использование геосинтетических материалов.

Георешетка Геофлакс для откосов

Георешетка способствует существенному уменьшению затрат и укреплению механической фиксации засыпки. Среди достоинств георешетки для насыпи отметим высокую прочность и устойчивость к деформированию.

Купить Георешетку Геофлакс

Габионы Геофлакс для откосов

Габионы производятся разной высоты и подбираются в соответствии с высотой откоса и вероятностью оползня, обеспечивая экономию до 50% материалов.

Купить Габионы Геофлакс

Геоматы Геофлакс для откосов

Геоматы обеспечивают противоэрозийную защиту и эффективны при армировании грунтов. Использование геоматов для насыпи способствует восстановлению растительного покрова, и обладают декоративной функцией.

Купить Геоматы Геофлакс

Геосетка Геофлакс для откосов

Геосетка служит для уменьшения слоя насыпи и существенной экономии бюджета строительства. Применение геосетки для укрепления насыпи помогает бороться с неравномерностью осадков и температурными изменениями в течение всего эксплуатационного периода.

Геотекстиль Геофакс для откосов

Геотекстиль необходим для обеспечения надежной защиты откосов от оползней и эрозийных процессов. Использование геотекстиля для укрепления откоса насыпи предполагает тщательное изучение гидрогеологического строения участка.

Купить Геосетку Геофлакс

Расчет угла уклона откосов насыпи автомобильных дорог

Расчет уклона откосов насыпей и выемок осуществляется в соответствии со скоростью течения потока и гидрологическим режимом подтопления. В современных условиях требуется существенное повышение качества и увеличение срока эксплуатации откосов насыпи автомобильных дорог. Нам хорошо известно, что для обеспечения надежности автодорог необходимо руководствоваться всеми запросами отрасли, существующими стандартами, требованиями заказчиков.

С материалами GeoSM строительство автомобильных дорог существенно ускоряется, а срок их эксплуатации возрастает. Применение геосинтетики GeoSM рекомендовано профессионалами.

Источник: https://geo-sm.ru/blog/2016/zalozhenie-i-ukreplenie-otkosov-nasy-pi-avtomobil-ny-h-dorog/

Сн 449-72 «указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог»

Что такое подошва откоса

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

СН 449-72

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства.

29 декабря 1972 г.

ИЗМЕНЕНИЕ СН 449-72

Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 г. № 233 утвержден и с 1 января 1987 г. вводится в действие разработанный Союздорнии Минтрансстроя совместно с научно-исследовательскими, проектными и учебными институтами министерств и ведомств, внесенный Минтрансстроем, и представленный Главтехнормированием Госстроя, СССР СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»

В связи с этим с 1 января 1987 г. утратят силу:

п. 1 постановления Госстроя СССР от 31 октября 1972 г. № 192 «Об утверждении главы СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»;

постановление Госстроя СССР от 31 декабря 1974 г. № 259 «Об изменении п/п. 10.16 и 10.17 главы СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»;

постановление Госстроя СССР от 31 декабря 1976 г. № 232 «Об изменении и дополнении главы СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»;

постановление Госстроя СССР от 30 декабря 1983 г. № 350 «Об изменении главы СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»;

Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (СН 449-72), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1972 г. № 225, в части норм проектирования земляного полотна автомобильных дорог.

СОДЕРЖАНИЕ

Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (СН 449-72) разработаны научно-исследовательскими институтами ЦНИИС и Союздорнии при участии проектно-изыскательских институтов Ленгипротранс, Мосгипротранс, Томгипротранс, Союздорпроект и Киевгипротранс Министерства транспортного строительства, Гипродорнии Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, а также Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения.

С введением в действие Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог (СН 449-72) с 1 июля 1973 г. утрачивают силу Технические условия сооружения железнодорожного земляного полотна (СН 61-59).

Редакторы: — инженеры И.Д. Демин, Б.К. Козловский (Госстрой СССР), д-р. техн. наук Н.А. Перетрухин (ЦНИИС Минтрансстроя), канд. техн. наук В.Д. Казарновский (Союздорнии Минтрансстроя)

комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) Строительные нормы СН 449-72
Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог ВзаменСН 61-59

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование земляного полотна новых и реконструируемых железных дорог колеи 1520 (1524) мм и автомобильных дорог, а также на проектирование вторых путей железных дорог.

1.2. Земляное полотно включает в себя насыпи и выемки, а также водоотводные устройства и сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод (кюветы, нагорные, продольные и забанкетные канавы, банкеты, перепады, быстротоки, дренажи, галереи, штольни).

На участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов (каменных, снежных), заносов (снежных и песчаных), селей и оврагов необходимо предусматривать соответствующие защитные и укрепительные устройства и сооружения.

Внесены Министерством транспортного строительства Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1972 г. Срок введения 1 июля 1973 г.

1.3.

Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от категории дороги, типа дорожной одежды и местных природных условий, в том числе от условий увлажнения, состояния и свойств грунтов основания, с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны (табл. 1, рис.1), а также опыта эксплуатации дорог в данном районе и необходимости обеспечения бесперебойного и безопасного движения при оптимальном сочетании строительных и эксплуатационных показателей проектируемых объектов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Каким валиком наносить клей для обоев на стену

Таблица 1

№ зоны Примерные географические границы и краткая характеристика дорожно-климатических зон
I Севернее линии, соединяющей: Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая — Тунгуска, Канск — Госграница и Биробиджан — Де-Кастри. Зона включает географические зоны: тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов
II От границы I зоны до линии, соединяющей: Львов — Житомир — Тулу — Горький — Ижевск — Кыштым — Томск — Канск, Биробиджан — Де-Кастри — граница с Китайской Народной Республикой. Зона включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов
III От границы II зоны до линии, соединяющей: Кишинев — Кировоград — Белгород — Куйбышев — Магнитогорск — Омск — Бийск — Туран. Зона включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы
IV От границы III зоны до линии, соединяющей: Джульфу — Степанакерт — Буйнакск — Кизляр — Волгоград, далее проходит южнее на 200 км линии, соединяющей Уральск — Актюбинск — Караганду и до северного побережья озера Балхаш. Зона включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов
V Зона расположена к юго-западу и к югу от границы IV зоны и включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов
Примечание. Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне; Черноморское побережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа, следует относить к IV зоне; горные области, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, а также малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимости от местных природных условий.

Рис. 1. Схема деления территории СССР на дорожно-климатические зоны

1.4. При проектировании земляного полотна должны быть приняты комплексные решения по выбору и назначению:

конструкции земляного полотна с учетом способов производства работ;

грунта для насыпей с учетом вида и состояния грунтов основания, высоты проектируемой насыпи, а также запасов и дальности возки грунта;

вида, параметров и конструкции водоотводных устройств соответственно расчетным расходам поверхностной воды и гидрогеологическим условиям;

типа укреплений откосов земляного полотна и водоотводных устройств с учетом местные условий.

2. ГРУНТЫ ДЛЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

2.1. Грунты подразделяются на скальные, получаемые посредством разрушения скальных пород, залегающих в естественных условиях в виде сплошного или трещиноватого массива; крупнообломочные, залегающие в естественных условиях в виде аллювиальных и делювиальных отложений или россыпей; песчаные и глинистые.

2.2. Скальные грунты и породы различают по временному сопротивлению сжатию, по степени растворимости и размягчаемости в воде, а также подверженности выветриванию.

Показатели сопротивления сжатию и растворимости скальных грунтов и пород, используемых для земляного полотна, не нормируются.

2.3. Скальные грунты и породы следует считать размягчаемыми, если отношение их временных сопротивлений сжатию в насыщенном водой и в воздушно-сухом состоянии меньше 0,75, а при отношении равном или более 0,75 — не размягчаемыми.

По степени выветриваемости скальные грунты разделяются на слабовыветривающиеся и легко выветривающиеся (приложение 1).

2.4. Крупнообломочные и песчаные грунты в зависимости от зернового состава подразделяются на виды (табл. 2).

Для установления вида грунта следует последовательно суммировать проценты содержания частиц в исследуемом грунте, начиная с содержания более крупных частиц, и принимать наименование грунта по первой сумме, удовлетворяющей показателю содержания частиц по табл. 2.

Таблица 2

Вид грунта частиц в % от общего веса сухого грунта
Крупнообломочные
Грунт глыбовый (при преобладании окатанных камней — валунный) Вес камней крупнее 200 мм составляет более 50%
Грунт щебенистый (при преобладании окатанных частиц — галечниковый) Вес частиц крупнее 10 мм составляет более 50%
Грунт дресвяный (при преобладании окатанных частиц ¾ гравийный)

Источник: http://standartov.ru/norma_doc/1/1969/index.htm

Рекомендации по проектированию и сооружению земляного полотна на прижимных участках рек, Рекомендации АО

Что такое подошва откоса

Утверждаю

Зам. директора институтаН.Б.Соколов 25 ноября 1982 г.

Одобрены Главнымтехническим управлением и Главтранспроектом

Настоящие Рекомендациипредназначены для использования проектными институтами истроительными организациями Минтрансстроя при индивидуальномпроектировании и строительстве земляного полотна (насыпей и выемок)на прижимных участках в условиях, аналогичных условиям трассыБАМа.

ВРекомендациях рассмотрены методы проектирования подтопляемыхнасыпей и способы защиты их откосов от воздействия паводковых вод иледохода, вопросы проектирования поперечного профиля скальныхвыемок (и полувыемок) с учетом мероприятий по защите пути отскально-обвальных явлений, приведены требования по технологиипроизводства работ при сооружении указанных конструкций вспецифических условиях крутых скальных косогоров при подтоплении ихгорными реками.

Рекомендации подготовленына основании результатов полевых и лабораторных исследований,опытного строительства, а также теоретических разработок.

Рекомендации разработаныА.М.Володиным, И.Д.Ткачевским, Б.И.Цвелодубом, Ф.И.Целиковым,Л.Н.Юдиным, Е.А.Яковлевой (ЦНИИС), Н.И.Басалаевым, Е.А.Бойцовым,А.П.Кудрявцевым (Ленгипротранс), И.Я.Мелик-Бахтамян,Н.Е.Тевдорашвили (Грузинский политехнический институт).

Впроведении исследований и опытном строительстве принимали участиеМосгипротранс, Ленинградский политехнический институт, Грузинскийполитехнический институт и строительные тресты Тындатрансстрой,Бамстроймеханизация, Бамтрансвзрывпром.

Рекомендациипредназначены для широкой опытной проверки и накопления материаловк предстоящему пересмотру действующих нормативных документов.

Зав. отделением земляногополотна и верхнего строения пути П.Г.Пешков

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.

Прижимные участкитрассы характеризуются сложностью производстваработ при сооружении земляного полотна и последующего обеспечениябезопасности движения поездов вследствие стесненности условий,воздействия скально-обвальных процессов, паводковых вод иледохода.

________________

Прижимные участки трассы — это места, вкоторых размещение земляного полотна ограничено с одной стороныкрутыми (как правило, скальными) косогорами, а с другой -водотоками, в большинстве случаев не имеющими прибрежныхтеррас.

Земляное полотно наприжимных участках может быть запроектировано насыпями,прислоненными к косогору, или полувыемками (выемками).

Впервом случае возникает проблема защиты откосов насыпей отразрушающего воздействия паводковых вод и ледохода, во втором -защиты основной площадки от попадания обвально-осыпного материала соткосов выемок и косогоров. Окончательное решение в пользу того илииного варианта принимается на основании технико-экономическихрасчетов.

Имеющийся опытпроектирования, строительства и эксплуатации дорог в горныхусловиях (железнодорожные линии Комсомольск — Совгавань,Новокузнецк — Абакан, Карламан — Белорецк, БАМ и др.)свидетельствует о том, что проектирование земляного полотна наприжимах прислоненными насыпями предпочтительно по сравнению спроектированием его полувыемками.

1.2. В Рекомендацияхдаются различные конструктивные решения земляного полотна (насыпейи выемок) на прижимных участках трассы и предложения по технологииих осуществления.

При этом отражены лишь особенности конструкций итехнологии, связанные со спецификой расположения земляного полотнана прижимах. Остальные элементы конструкции и технологиипринимаются по существующим нормативным документам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой толщины натяжной потолок

Проектирование земляногополотна должно производиться на основании гидрологическихобследований участков трассы с учетом климатических условийрайона.

1.3. При разработкерекомендаций по конструкциям защиты земляного полотна от размыва изместных скальных материалов в основу положены результаты натурногообследования подтопляемых насыпей на строящихся и эксплуатируемыхжелезнодорожных линиях. Конструкции из скальных материалов,рассчитанные на восприятие водного потока, не всегда могутпредотвратить деформации от ледового воздействия.

На прижимах,расположенных на участках крутых поворотов реки, в периодыинтенсивного ледохода, особенно при образовании заторов, возможнонарушение укрепления, сопровождающееся перемещением отдельныхкамней объемом до 1,5-2 м. В то же время установлено, что при прочихравных условиях в меньшей степени подвержены деформациям приледоходе уположенные откосы.

При этом фракционный состав грунтатаких откосов не имеет решающего значения для предотвращениядеформаций.

Каменная наброска присооружении подтопленных насыпей в основном применялась в видеуширенной отсыпки из несортированной горной массы под угломестественного откоса.

В последующем такие откосы в результатесовместного воздействия паводковых вод и ледохода частичнопереформировываются, образуя в нижней части откоса «профильравновесия», который в дальнейшем сохраняет стабильность.

1.4. Конструкции гибкихжелезобетонных покрытий разработаны и предложены для укрепленияоткосов подтопляемых насыпей на основании исследований ЦНИИСа.Такие конструкции применены на опытных объектах БАМа, в ЗападнойСибири, Казахстане и в других районах. Рекомендации по сферам ихиспользования разработаны на основе результатов проектирования,строительства и эксплуатации этих конструкций как на опытныхучастках БАМа, так и на других объектах.

1.5. Для защиты откосовот размыва в некоторых случаях могут быть использованы и другиетипы укрепления, применяемые на горных реках Кавказа, режимыкоторых (в части изменения скоростей течения) сходны с режимами рекБАМа.

1.6. Данные Рекомендацииотражают основные особенности производства работ при сооруженииземляного полотна на прижимных участках; они основаны на материалахопытных работ и экспериментальных исследований, являются взначительной степени новыми и учитывают мероприятия по охранеокружающей среды.

2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИСЛОНЕННЫХ НАСЫПЕЙ

2.1. Очертаниепоперечного профиля подтопляемых насыпей следует устанавливать сучетом всей совокупности топографических, инженерно-геологических игидрологических условий.

Бровка насыпей,расположенных вдоль рек, должна возвышаться над наибольшей(расчетной) отметкой воды не менее чем на 0,5 м; бровканезатопляемых берм, в том числе образуемых каменной наброскойзащитных призм, — не менее чем на 0,25 м.

Наибольшую расчетнуюотметку воды следует определять, исходя из заданной вероятностипревышения уровня, с учетом наката волны на откос и подпора.

Очертание поперечногопрофиля насыпи устанавливается расчетом. При выполнении расчетовнеобходимо учитывать влияние подтопления и сейсмическоговоздействия.

Учет влияния подтоплениядолжен осуществляться путем внесения соответствующих поправок врасчетные значения физико-механических параметров грунта, введенияв расчет гидродинамических сил и сил взвешивания.

Учет сейсмическоговоздействия рекомендуется осуществлять в соответствии с указаниямиСНиП по строительству в сейсмических районах [1].

2.2. Откосы насыпей,постоянно или периодически подтопляемые, должны быть защищены отвоздействия паводковых вод и ледохода.

Для укрепления откосовшироко применяют каменные материалы; при высоких скоростях теченияпотока можно использовать гибкие железобетонные покрытия, а вопределенных условиях — и другие инженерные конструкции (защитные иподпорно-оседающие стены, береговые ограждения и др.).

Для снижения размывающеговоздействия потока на земляное полотно в сложных случаях (привысоких скоростях течения потока) предусматривают устройствопоперечных сооружений (траверс, бун, шпор и полузапруд).

Конструкция защиты должнаопределяться на основании технико-экономического сравнениявозможных вариантов.

2.3.

В условияхстроительства БАМа и аналогичных им при расчетных скоростях течениядо 5 м/с наиболее целесообразными с точки зрения стоимости,возможностей механизации, простоты использования иремонтно-восстановительных работ являются защитные конструкции наместного каменного (скального) материала слабовыветривающихсяпород.

Такого рода конструкциимогут быть запроектированы в виде защитных призм из скальногогрунта, уширенной защитной призмы за счет пересыпки несортированнойгорной массы, уположенных откосов и комбинации этих видов защитныхустройств.

2.4. Основным типомукрепления из местного камня является конструкция в виде защитнойпризмы из скального грунта, содержащего камень расчетного диаметра в количестве не менее 50% (рис.1).

Толщина защитного слоядолжна быть не менее трех расчетных диаметров камня при ширинеобразуемой бермы не менее 1 м.

При невозможности по местнымусловиям одновременной отсыпки ядра насыпи и защитной призмы всоответствии с рекомендациями п.4.7 ширину бермы следует назначать не менее 3 м. Крутизнуоткосов защитной призмы следует назначать такой же, как и крутизнуукрепляемых откосов насыпи.

На вогнутых участкахрусла, где откосы насыпи могут подвергаться интенсивномувоздействию ледохода, следует предусматривать защитную призму сшириной бермы не менее 3 м с откосами не круче 1:2.

Рис.1.Укрепление откоса насыпи каменной наброской в виде защитнойпризмы

Рис.1. Укрепление откоса насыпи каменной наброской в виде защитнойпризмы:

а, б — соответственно при неразмываемых и размываемых грунтахоснования; 1 — каменная наброска, содержащая камень расчетнойкрупности в количестве 50%

Размеры в метрах

При размываемыхоснованиях необходимо предусматривать устройство у подошвы насыпиупорной призмы (см. рис.1, б), требования к крупности камня вкоторой такие же, как и для камня защитной призмы на откосе. Объемкамня в упорной призме назначают из условия обеспеченияестественной самоотмостки откоса, образующейся в яме размыва уподошвы насыпи, и создания достаточного упора для защитнойконструкции откоса насыпи.

Ориентировочно глубинуразмыва можно определить по формуле [2]

, (1)

где — расчетная скорость потока у подошвыоткоса, м/с;

— глубина потока у подошвы откоса (поирасчетном уровне высоких вод заданной повторяемости), м;

— средний диаметр фракций грунта, глубинаразмыва которого прогнозируется, м.

2.5. Определениерасчетного диаметра камня , м, требуемого для укрепления откоса,рекомендуется производить по формуле

, (2)

где A — коэффициент, учитывающий устойчивость камня наоткосе; рекомендуется принимать A=1 на участках крутыхповоротов русла реки (R50%, защитная способностьконструкций возрастает примерно в 1,7 раза; для нее допустимаскорость до =6 м/с.

2.14. Укреплениеподтопляемых откосов возможно комбинированными защитнымиконструкциями, содержащими отдельные элементы перечисленных вышеустройств (например, комбинация защитной призмы из скального грунтарасчетной крупности в нижней части насыпи и гибких железобетонныхпокрытий в верхней и т.д.).

2.15. Рациональнымивидами инженерных конструкций, применяемых в определенных условияхдля защиты откосов от размыва, являются: защитные иподпорно-оседающие стены, сборные железобетонные ряжи, береговыеограждения и т.д. [3, 4].

2.16. Защитные иподпорно-оседающие стены применяются для укрепления земляногополотна при расположении его на стесненных участках русла и привысоких скоростях течения. Материалом для стен служит обычно бетонили железобетон. Типы защитных стен весьма многочисленны(рис.6).

При проектированиизащитных стен особое внимание следует уделять мероприятиям попредотвращению подмыва их оснований, так как подмыв являетсяосновной причиной деформаций этих сооружений.

Рис.6.Схемы конструкций защитных стен

Рис.6. Схемы конструкций защитных стен: а — монолитные; б — сборно-монолитные; в — сборные изжелезобетонных тонкостенных элементов

2.17. Подпорно-оседающиестены являются бесфундаментной разновидностью продольныхберегоукрепительных сооружений. Они состоят из одевающих стен иоседающих массивов (рис.7).

Рис.7.Подпорно-оседающая стена

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200113513

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог отделочника
Чем можно обшить Осб

Закрыть